Если не вдаваться в глубь вопроса, то сила трения покоя всегда больше силы трения скольжения. Ниже приведены значения коэффициентов трения покоя, скольжения и качения для неизвестной резины и незнакомого асфальта - 0.9, 0.85 и 0.025 соответственно. Значения, однако, взяты из одного очень уважаемого учебника "Физика для инженеров". Таким образом, максимальное сцепление колеса с поверхностью, а значит, и максимальное ускорение модели, имеют место только в отсутствии скольжения (прокручивания) этого самого колеса.
Если первые два вида трения вызваны зацеплением эластичной резины с мельчайшими неровностями поверхности трассы и, в известной мере, силами взаимодействия между атомами трущихся поверхностей, то последний вид - трение качения, является результатом неупругой деформации материалов покрытия и резиновой покрышки. Упрощенно, на деформацию тратится энергия, которую поставляет двигатель. То есть чем менее упруга резина покрышки, тем большая часть мощности тратится на нагревание окружающей среды.
Трение качения в простейшем рассмотрении никак не участвует в удержании модели на трассе и характеризует количественно энергию, которая тратится при качении колеса по покрытию.
Если теперь резко увеличить скорость вращения колеса, то оно начнет проскальзывать и трение покоя перейдет в трение скольжения. В таком случае сила движения (сила тяги) больше силы трения покоя (корректнее - крутящий момент колеса больше чем тормозящий момент силы трения), и колесо при этом "прокручивается".
Трение покоя имеет место в случае, когда контактная поверхность колеса неподвижна относительно дороги. Подобное происходит не только когда колесо в целом неподвижно, но и при качении по поверхности без проскальзывания. При этом сила, возникающая в результате передачи колесу крутящего момента двигателя (сила движения), по своей величине не превышает силы трения покоя (см. рис.1).
- коэффициент трения
Fтр = uN, где N - сила реакции опоры, u
Различают трение покоя, скольжения и качения. Из школьного курса физики известно, что сила трения в общем случае представляется в следующем виде:
Сцепление возникает в результате трения между резиновой покрышкой и покрытием трассы. Только благодаря силам трения автомобиль может передвигаться в пространстве. Именно силы трения преобразуют мощность двигателя в кинетическую энергию автомобиля, и они же ограничивают максимально возможные как продольные, так и поперечные ускорения авто.
1. Сцепление колес с покрытием
Итак, рассмотрим каждый из выше указанных факторов в отдельности.
мощность мотора и передаточные отношения
форма и вес кузова
вес и его распределение, а также моменты инерции
конструкция и геометрия подвески
сцепление колес с покрытием, качественно и количественно
Динамика движения модели, как, впрочем, и реального автомобиля, зависит в основном от следующих факторов:
Предлагаемый вашему вниманию материал составлен с целью попытки "пролить свет" на столь важный, но не ясный для многих, особенно начинающих, моделистов вопрос настройки автомодели. Под настройкой здесь и далее понимается выбор тех или иных динамических характеристик (скорость, разгонная динамика, устойчивость, управляемость).
К вопросу о настройке шасси...
К вопросу о настройке шасси...
Комментариев нет:
Отправить комментарий